Что такое объемный и платный вес? Чем они отличаются от фактического веса и от друг друга? Чтобы в этом разобраться, придется изучить несколько определений и формул. Начнем с определений:
Фактический вес (Actual Weight) — это вес груза целиком, включая упаковку, полученный путем взвешивания. Еще его называют вес брутто груза (GW - Gross Weight).
Объемный вес (VW - Volume Weight) — это вес, рассчитанный по специальной формуле с учетом фиксированного коэффициента.
Платный вес (CW - Chargeable weight) — это значение, используемой для расчета стиости перевозки. Оно всегда равно большему из двух значений: фактическому иил объемному весу. В зависимости от того, какой из них больше.
Объемный вес
Это величина, характеризующая плотность груза. Чаще всего ее используют при расчете грузовых авиаперевозок. В чем заключается его суть? Все просто: если груз имеет меньшую плотность, то он займет больше места в транспорте, чем груз с тем же фактическим весом, но большей плотностью. Вы можете думать об этом в разрезе старой загадки про килограмм ваты и гвоздей. Хотя фактический вес их и совпадает, килограмм ваты займет гораздо больше места.
Существует два алгоритма для определения объемного веса груза.
Алгоритм 1:
- Определяется объем груза (V) в кубических метрах. Для этого нужно перемножить показатели длины (L), ширины (W) и высоты (H).
V= L*W*H
- Результат умножаем на 167. Если посылка будет транспортироваться экспресс-доставкой DHL или прочей курьерской компанией, вместо 167 берем 200.
VW= 167*V или VW= 200*V
Алгоритм 2 (альтернативный алгоритм):
- Находим объем груза, как и в первом варианте, но уже в кубических сантиметрах.
V= L*W*H
- Делим результат на 6000. В случае, когда грузоотправление перевозится экспресс-доставкой DHL или иной курьерской службой, заменяем 6000 на 5000.
VW= V/6000 или VW= V/5000.
Для расчетов можно брать любой алгоритм. Если использовать оба метода для одного и того же груза, результаты могут немного разниться. Это не страшно.
ПРИМЕР: Нужно узнать объемный вес двух ящиков, параметры которых составляют 150*30*40. Масса и первого, и второго — 70 кг.
Первый способ:
V= 1,5*0,3*0,4=0,18*2=0,36 кубических метров.
VW= 167*0,368=60,12 кг.
Второй способ:
V= 150*30*40=180000*2=360 000 кубических сантиметров.
VW= 360000/6000=60 кг
Платный вес
Платный вес — это значение, равное большему из двух показателей: веса брутто (фактического веса груза, включая и упаковку) и объемного веса.
Чтобы было понятнее, вернемся к нашему примеру. В нем платный вес будет равен 140 кг, так как брутто (2*70 кг) больше, чем VW (60 кг).
ИТОГО: Цена грузоперевозки определяется по показателю платного веса. Тот, в свою очередь, определяется исходя из фактического и объемного веса.
ПРИМЕР: Ставка авиакомпании EVA Air на транспортировку грузоотправления весом от 100 до 1000 кг из Пекина в Вену — 5 долларов за кг.
Узнаем, сколько стоит перевозка ящика (длина — 3 м, ширина — 1,6 м, высота — 1,1 м) весом 120 кг.
- Определяем объем: V= 3*1,6*1,1=5,28 квадратных метра.
- Вычисляем VW=167*5,28=881,76 кг.
- Рассчитываем CW=881,76 кг (так как это значение больше, чем 120 кг).
- Стоимость авиаперевозки составит: 881,76*5=4408,8 долларов.
Бывают случаи, когда предварительные сведения о посылке, предоставляемые в авиакомпанию, отличаются от фактических. В такой ситуации производится пересчет.
Допустим, что фактический показатель в нашем примере оказался не 120, а 433. Несмотря на заметное повышение значения показателя, стоимость авиаперевозки не увеличится, так как CW остается неизменным.
Вес груза при авиаперевозках
В грузовых авиаперевозках грузы в зависимости от плотности могут делиться на множество категорий, например, с плотностью 1:300, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000 и т.д. Но в экспресс-авиаперевозках груз с весом более 166,67 кг на 1 м3 считается "тяжеловесным". Авиакомпании очень любят такие грузы с высокой плотностью и обычно предоставляют на их перевозку более привлекательные тарифы. Это связано с желанием как можно более полно использовать объем и грузоподъемность самолета.
При этом тяжеловесные и объемные грузы подбираются для конкретных рейсов, чтобы не только максимально использовать их возможности, но и обеспечить безопасность перелета. Если в рейсе преобладают тяжеловесные грузы, самолет взлетит с дедвейтом, но его объем не будет использован полностью. Если будет больше объемных грузов, то самолет будет полностью заполнен, но не реализует полностью свой грузоподъемный потенциал. В обоих случаях авиакомпания недополучит прибыли.
Какие документы нужны для расчета ставки
В завершение перечислим сведения, которые нужно предоставить сотрудникам авиакомпании, чтобы вам назвали ставку на грузоперевозку самолетом
- Название товара. Если в посылке есть опасные грузы, нужно предоставить паспорт безопасности МСДС.
- Особенности поставки.
- Брутто, а также размер, число, характеристики мест для груза.
- Если транспортировка из США, наименование и контакты отправителя.
Тарифы на авиаперевозку необходимо узнавать на сайте авиакомпании или у менеджеров.