Экспедитор — юридическое лицо, контролирующее доставку груза и ответственное за решение различных логистических задач. В том числе он занимается оформлением документации и страховки, организацией хранения, маркировкой и упаковкой товаров, растаможиванием и другими смежными вопросами. Заказывают услуги экспедитора как грузоотправитель и грузополучатель.
В нашей статье рассмотрим, что входит в сферу ответственности экспедитора, чем она ограничена и как рассчитывается размер убытка.
Ответственность при грузоперевозках
В дороге может случиться все что угодно: авария, поломка оборудования, чрезвычайная ситуация и т. д. Все это может привести к вынужденным простоям, потере или повреждению груза.
Чтобы свести к минимуму финансовые потери, свои профриски страхуют:
- перевозчики;
- брокеры;
- экспедиторы.
Международные конвенции, такие как КДПГ, СМГС, Варшавская конвенция, также Гаагско-Висбийские правила возлагают всю ответственность за груз на компанию-перевозчика, которая и возмещает нанесенный ущерб, независимо от наличия страховки. Кроме того, в зависимости от вида транспорта и стран странзита отвественность перевозчика за груз определяется национальным законодательством. В Росии это Устав автомобильного транспорта или 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также отдельные главы Гражданского кодекса).
При наступлении страхового случая выплату по страховке получает перевозчик. И уже он возмещает ущерб владельцу груза (по крайней мере, обязан). Точно так же страхуют свои обязательства экспедиторы. В то же время, грузовладелец может сам застраховать свое имущество. Тогда при наступлении страхового случая ему компенсируется нанесенный ущерб. А затем он имеет право регресса этой суммы к компании-перевозчику.
За что экспедитор несет ответственность?
- За физическое повреждение иил утрату груза + связанные с этим косвенные убытки;
- За финансовые убытки заказчика, такие, например, как упущенная выгода, если они вызваны ошибкой со стороны экспедитора;
- За финансовые убытки третьих лиц. Такое может случиться, если экспедитор, например, повреждает арендованое оборудование или контейнеры;
- За все прямые и косвенные расходы, понесённые всеми сторонами в результате какого-либо происшествия, если оно случилось по вине экспедитора.
За что экспедитор не несет ответственность?
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется типовыми правилами FIATA. Они разграничивают сферу ответственности экспедитора, исключая из нее:
- опасные и ценные грузы, о которых не упомянуто в договоре, заключенном с экспедитором;
- убытки, вызванные задержкой в пути (исключение — если такой случай не прописан заранее в документах);
- прямые и косвенные убытки, обусловленные потерей рынка, прибыли и т.д.
Стоимость груза и убытки
Убытки оцениваются следующим образом:
- В зависимости от стоимости товара на основе биржевой котировки.
- При отсутствии таковой — привязываются к рыночной стоимости.
- При отсутствии первой и второй учитывается средняя стоимость товара аналогичного качества и рода. Измышления заинтересованных лиц во внимание не принимаются!
Стоимость груза прописывается в документах, выданных при загрузке и на месте погрузки. Полная заявленная стоимость выплачивается перевозчиком, если груз обозначен как «особо ценный».
Компенсируются все расходы по грузоперевозке: оплата за транспортировку, таможенные сборы и пошлины и т. д. В случае полной утраты сумма выплачивается полностью, а при частичной потере — пропорционально ущербу.
В случае утраты груза или нанесения ему ущерба, который превышает в эквиваленте две единицы специальных прав заимствования (SDR) за 1 кг веса брутто поврежденного или утраченного товара, экспедитор не несет никакой ответственности. Исключение: если он востребовал сумму свыше этой с заказчика.
С какими документами работает экспедитор?
Сопроводительная документация — важнейшая часть органиазции любых международных перевозок. Именно она подтверждает юридическую силу любых заключенным между клиентом и перевозчиком договоренностей, а также законность самой перевозки.
Формат необходимых для этого документов определяется международной федерацией экспедиторских ассоциаций (FIATA). Условно экспедиторские документы FIATA можно разделить на три группы:
- Первая группа: поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти документы передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В данном случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания документов.
- Вторая группа: складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Они заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав их, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.
- Третья группа: оборотный мультимодальный транспортный коносамент и необоротная мультимодальная транспортная накладная. Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке. Эта ответственность имеет установленные пределы.
Нюансы об ответственности экспедитора
- Когда груз считается утраченным? Утраченным считается товар, который не был доставлен по указанному адресу на протяжении 90 календарных дней. В этом случае клиент имеет право взыскать средства за причинённый ущерб.
- Какую отвественность экспедитор несет за задержку? Экспедитор со своей стороны несет ответственность за все те убытки, причиной которых стала задержка в доставке. Но, опять же, в пределах определенной суммы. Она не должна превышать размер компенсации, которая причитается за увеличение убытков, связанных с этой задержкой.
- Чем ограничивается денежная отвественность экспедитора? В остальных случаях, когда груз потерян или поврежден, ответственность экспедитора ограничивается суммами, прописанными в национальном законодательстве. Она может выходить за их рамки только тогда, когда большая сумма взыскана с клиента (грузовладельца).
Все эти моменты важно учитывать, если вам нужно застраховать груз или свою финансовую ответственность как экспедитора. Также следует внимательно читать страховку, в которой прописываются спорные моменты и ограничения. И учитывать перед заключением договора на грузоперевозку и покупкой страховки все возможные варианты развития событий, чтобы адекватно оценить риски.
Что лучше — CMR или страхование груза?
Для грузовладельца желательно самому застраховать свой груз, а не надеяться на наличие у перевозчика CMR — полиса страхования международных перевозок. Ведь компенсацию по CMR вы сможете получить, только если ущерб будет нанесен по вине перевозчика (это еще предстоит доказать в суде). А если груз будет поврежден в результате аварии, угона, кражи, перегрева или переохлаждения — не получите ничего. Так же, как и в случае, если ваш груз упадет на чужую машину или человека, химикаты прольются на почву и т. д.
- Если вина перевозчика не доказана, вы должны адресовать все претензии третьему лицу, виновному в произошедшем. К тому же, лимит, указанный в полисе CMR, может не покрыть сумму ущерба.
- Если же у вас будет страховой полис именно на груз, ущерб возместит вам страховая компания. И уже она сама будет разбираться с виновником.
И еще один совет: следует оставаться на связи с вашим перевозчиком, когда товар уже загружен. Так вы будете получать информацию о своем грузе из первых рук.