Доставка ваших грузов
192071, РФ, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 24
с 10-00 до 18-00

Какую ответственность несет экспедитор?

Какую ответственность несет экспедитор?

Экспедитор — юридическое лицо, контролирующее доставку груза и ответственное за решение различных логистических задач. В том числе он занимается оформлением документации и страховки, организацией хранения, маркировкой и упаковкой товаров, растаможиванием и другими смежными вопросами. Заказывают услуги экспедитора как грузоотправитель и грузополучатель.

В нашей статье рассмотрим, что входит в сферу ответственности экспедитора, чем она ограничена и как рассчитывается размер убытка.

Ответственность при грузоперевозках

В дороге может случиться все что угодно: авария, поломка оборудования, чрезвычайная ситуация и т. д. Все это может привести к вынужденным простоям, потере или повреждению груза.

Чтобы свести к минимуму финансовые потери, свои профриски страхуют:

  • перевозчики;
  • брокеры;
  • экспедиторы.

Международные конвенции, такие как КДПГ, СМГС, Варшавская конвенция, также Гаагско-Висбийские правила возлагают всю ответственность за груз на компанию-перевозчика, которая и возмещает нанесенный ущерб, независимо от наличия страховки. Кроме того, в зависимости от вида транспорта и стран странзита отвественность перевозчика за груз определяется национальным законодательством. В Росии это Устав автомобильного транспорта или 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также отдельные главы Гражданского кодекса).

При наступлении страхового случая выплату по страховке получает перевозчик. И уже он возмещает ущерб владельцу груза (по крайней мере, обязан). Точно так же страхуют свои обязательства экспедиторы. В то же время, грузовладелец может сам застраховать свое имущество. Тогда при наступлении страхового случая ему компенсируется нанесенный ущерб. А затем он имеет право регресса этой суммы к компании-перевозчику.

За что экспедитор несет ответственность?

  • За физическое повреждение иил утрату груза + связанные с этим косвенные убытки;
  • За финансовые убытки заказчика, такие, например, как упущенная выгода, если они вызваны ошибкой со стороны экспедитора;
  • За финансовые убытки третьих лиц. Такое может случиться, если экспедитор, например, повреждает арендованое оборудование или контейнеры;
  • За все прямые и косвенные расходы, понесённые всеми сторонами в результате какого-либо происшествия, если оно случилось по вине экспедитора.

За что экспедитор не несет ответственность?

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется типовыми правилами FIATA. Они разграничивают сферу ответственности экспедитора, исключая из нее:

  • опасные и ценные грузы, о которых не упомянуто в договоре, заключенном с экспедитором;
  • убытки, вызванные задержкой в пути (исключение — если такой случай не прописан заранее в документах);
  • прямые и косвенные убытки, обусловленные потерей рынка, прибыли и т.д.

Стоимость груза и убытки

Убытки оцениваются следующим образом:

  • В зависимости от стоимости товара на основе биржевой котировки.
  • При отсутствии таковой — привязываются к рыночной стоимости.
  • При отсутствии первой и второй учитывается средняя стоимость товара аналогичного качества и рода. Измышления заинтересованных лиц во внимание не принимаются!

Стоимость груза прописывается в документах, выданных при загрузке и на месте погрузки. Полная заявленная стоимость выплачивается перевозчиком, если груз обозначен как «особо ценный».

Компенсируются все расходы по грузоперевозке: оплата за транспортировку, таможенные сборы и пошлины и т. д. В случае полной утраты сумма выплачивается полностью, а при частичной потере — пропорционально ущербу.За что экспедитор не несет ответственность?

В случае утраты груза или нанесения ему ущерба, который превышает в эквиваленте две единицы специальных прав заимствования (SDR) за 1 кг веса брутто поврежденного или утраченного товара, экспедитор не несет никакой ответственности. Исключение: если он востребовал сумму свыше этой с заказчика.

С какими документами работает экспедитор?

Сопроводительная документация — важнейшая часть органиазции любых международных перевозок. Именно она подтверждает юридическую силу любых заключенным между клиентом и перевозчиком договоренностей, а также законность самой перевозки.

Формат необходимых для этого документов определяется международной федерацией экспедиторских ассоциаций (FIATA). Условно экспедиторские документы FIATA можно разделить на три группы:

  • Первая группа: поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отпра­вителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти документы передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняют­ся, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В данном слу­чае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания документов.
  • Вторая группа: склад­ская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Они заполняются экспедитором в соответствии с по­ручением грузоотправителя. Выдав их, экспеди­тор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвеча­ет за перевозку.
  • Третья группа: оборотный мультимодаль­ный транспортный коносамент и необорот­ная мультимодальная транспортная накладная. Выдавая грузоотправителю эти докумен­ты, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве пере­возчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке. Эта ответственность имеет уста­новленные пределы.

Нюансы об ответственности экспедитора

  • Когда груз считается утраченным? Утраченным считается товар, который не был доставлен по указанному адресу на протяжении 90 календарных дней. В этом случае клиент имеет право взыскать средства за причинённый ущерб.
  • Какую отвественность экспедитор несет за задержку? Экспедитор со своей стороны несет ответственность за все те убытки, причиной которых стала задержка в доставке. Но, опять же, в пределах определенной суммы. Она не должна превышать размер компенсации, которая причитается за увеличение убытков, связанных с этой задержкой.
  • Чем ограничивается денежная отвественность экспедитора? В остальных случаях, когда груз потерян или поврежден, ответственность экспедитора ограничивается суммами, прописанными в национальном законодательстве. Она может выходить за их рамки только тогда, когда большая сумма взыскана с клиента (грузовладельца).

Все эти моменты важно учитывать, если вам нужно застраховать груз или свою финансовую ответственность как экспедитора. Также следует внимательно читать страховку, в которой прописываются спорные моменты и ограничения. И учитывать перед заключением договора на грузоперевозку и покупкой страховки все возможные варианты развития событий, чтобы адекватно оценить риски.

Что лучше — CMR или страхование груза?

Для грузовладельца желательно самому застраховать свой груз, а не надеяться на наличие у перевозчика CMR — полиса страхования международных перевозок. Ведь компенсацию по CMR вы сможете получить, только если ущерб будет нанесен по вине перевозчика (это еще предстоит доказать в суде). А если груз будет поврежден в результате аварии, угона, кражи, перегрева или переохлаждения — не получите ничего. Так же, как и в случае, если ваш груз упадет на чужую машину или человека, химикаты прольются на почву и т. д.

  • Если вина перевозчика не доказана, вы должны адресовать все претензии третьему лицу, виновному в произошедшем. К тому же, лимит, указанный в полисе CMR, может не покрыть сумму ущерба.
  • Если же у вас будет страховой полис именно на груз, ущерб возместит вам страховая компания. И уже она сама будет разбираться с виновником.

И еще один совет: следует оставаться на связи с вашим перевозчиком, когда товар уже загружен. Так вы будете получать информацию о своем грузе из первых рук.

Что такое CMR и как ее заполнить

Транспортные обязательства

Другая полезная информация

Отслеживание груза

В мире, где расстояния сокращаются, а товары пересекают границы с невероятной скоростью, важно знать, где находится ваш груз в данный момент.

Подробнее

Как использовать маркировку EAC

Сегодня международные автоперевозки грузов представляют собой процес, нуждающийся в грамотной организации, постоянном контроле и знаниях в области логистики.

Подробнее

Задержка таможенного оформления

В мире современных международных перевозок задержка груза на таможне может стать серьезным испытанием для бизнеса и его клиентов. Нередко сроки поставок и успешные сделки зависят от своевременного прохождения таможенных формальностей.

Подробнее

Какие бывают грузы: типы, виды, категории

Груз в контексте перевозок – это любое имущество (продукт, изделие), вверенное перевозчику (экспедитору) для доставки в пункт назначения для передачи уполномоченному на его получение лицу.

Подробнее

Безопасность грузоперевозок

Грузоперевозки всегда сопряжены с рисками: от повреждения груза из-за несоблюдения условий хранения до аварии на дороге. Что-то из это списка зависит от действий экспедитора, а что-то – ответственность клиента.

Подробнее

Объемный и платный вес: что это такое?

Чтобы понять, чем отличается объемный вес от платного, понадобится изучить и разобрать несколько формул.

Подробнее

Как наладить поставки из Китая?

Бизнес многих предпринимателей заключается в приобретении товаров в Китае по небольшим ценам и их дальнейшей перепродаже с дополнительной наценкой. Однако зачастую возникают трудности с проверкой качества, языковым барьером и ненадежностью азиатских поставщиков. В нашей статье разберем, как лучше приобретать продукцию в интернет-магазинах, на заводах и рынках Китая.

Подробнее

STOWAGE FACTOR — удельный вес груза

Стоимость транспортировки груза рассчитывается исходя из объема или веса. Если груз доставляют по воздуху, учитывается вес, если морем — объем. Если используется автотранспорт, за основу берут комплексное значение.

Подробнее

Сотрудничество с Китаем в 2022: что лучше сделать прямо сейчас?

Китай — один из основных поставщиков потребительской электроники в Россию. По-видимому, теперь его роль только возрастет. Доставка товаров из Китая станут той «палочкой-выручалочкой», которая может спасти экономику нашей страны.

Подробнее

Консультация

Укажите свои контакты для получения бесплатной квалифицированной консультации.